К читателям блога:
Блог В. Точиловского
Блог для тех, кто интересуется вопросами международных уголовных судов и международных стандартов в уголовном процессе.
Блог для тех, кто интересуется вопросами международных уголовных судов и международных стандартов в уголовном процессе.
Translate
14.6.14
Терроризм или вооруженный конфликт?
Print Friendly
Согласно ст. 1(1) Дополнительного Протокола II к Женевским Конвенциям, вооруженный конфликт немеждународного характера характеризуется тем, что он происходит на территории страны между ее вооруженными силами и организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия.
При определенной степени участия другого государства на стороне вооруженных групп, такой конфликт может приобрести международный характер.
При этом, не имеет значения было ли официально объявлено о войне. В ситуации вооруженного конфликта обе стороны обязаны соблюдать нормы международного гуманитарного права (МГП).
Вооруженный конфликт и терроризм
Нормы МГП неприменимы в случае террористических актов, совершенных вне вооруженного конфликта.
В то же время, многие действия не запрещенные в международном вооруженном конфликте, могли бы рассматриваться как «терроризм», если бы они были совершены в мирное время (например, нападение на военные объекты и военнослужащих).
Согласно Международному Комитету Красного Креста, при вооруженном конфликте нет смысла именовать «терроризмом» действия, запрещенные МГП, т.к. такие действия уже содержат состав военных преступлений.
Более того, указывалось, что в ситуации вооруженного конфликта использование термина «террористы» дестимулирует соблюдение норм международного гуманитарного права вооруженными группами, поскольку террористы подвергаются уголовному преследованию по национальному законодательству.
Расследование военных преступлений
По своему составу, военные преступления, по сути, нарушения МГП, существенно отличаются от «обычных» преступлений. Украинские следователи не имеют опыта расследования этой категории преступлений.
Представляется, что Украине необходимо будет подготовить следователей (группы следователей), которые смогли бы качественно расследовать военные преступления. Эти группы должны включать военных юристов, хорошо знающих, в частности, положения Дополнительного Протокола II, применимого к внутренним вооруженным конфликтам.
В этой связи, интерес может вызвать организационная структура следствия в Прокуратуре МУТБЮ, которая выглядела следующим образом:
При определенной степени участия другого государства на стороне вооруженных групп, такой конфликт может приобрести международный характер.
При этом, не имеет значения было ли официально объявлено о войне. В ситуации вооруженного конфликта обе стороны обязаны соблюдать нормы международного гуманитарного права (МГП).
Вооруженный конфликт и терроризм
Нормы МГП неприменимы в случае террористических актов, совершенных вне вооруженного конфликта.
В то же время, многие действия не запрещенные в международном вооруженном конфликте, могли бы рассматриваться как «терроризм», если бы они были совершены в мирное время (например, нападение на военные объекты и военнослужащих).
Согласно Международному Комитету Красного Креста, при вооруженном конфликте нет смысла именовать «терроризмом» действия, запрещенные МГП, т.к. такие действия уже содержат состав военных преступлений.
Более того, указывалось, что в ситуации вооруженного конфликта использование термина «террористы» дестимулирует соблюдение норм международного гуманитарного права вооруженными группами, поскольку террористы подвергаются уголовному преследованию по национальному законодательству.
Расследование военных преступлений
По своему составу, военные преступления, по сути, нарушения МГП, существенно отличаются от «обычных» преступлений. Украинские следователи не имеют опыта расследования этой категории преступлений.
Представляется, что Украине необходимо будет подготовить следователей (группы следователей), которые смогли бы качественно расследовать военные преступления. Эти группы должны включать военных юристов, хорошо знающих, в частности, положения Дополнительного Протокола II, применимого к внутренним вооруженным конфликтам.
В этой связи, интерес может вызвать организационная структура следствия в Прокуратуре МУТБЮ, которая выглядела следующим образом:
- следственное управление, состоявшее из следственных групп (в течение нескольких лет я был руководителем одной из этих групп);
В следственную группу входили следователи (в основном полицейские) и юристы с опытом обвинителей, которые направляли работу следователей с тем, чтобы собираемые доказательства были относимыми, допустимыми и достаточными; - отдел правовых советников (legal advisory section), состоявший, в основном, из специалистов в области международного гуманитарного права, которые готовили соответствующие юридические анализы, заключения по вопросам, возникающим в ходе следствия, подготовки к суду (в т.ч. подготовки обвинительных документов) и судебного разбирательства.
- отдел военных экспертов, которые изучали изъятые военные документы, фотографии, перехваты разговоров, и т.п.
См. также на этом блоге:
Збройний конфлікт та Закон про боротьбу з тероризмом
Перспективы дела о сбитом Боинге в международном уголовном суде
Еще раз о юрисдикции МУС в отношении Украины
Ратификация Римского Устава и вооруженный конфликт в стране;
Почему некоторые страны не ратифицируют Устав МУС;
Признание юрисдикции МУС: что дальше?;
Возможность амнистии за военные преступления в Женевской Декларации по Украине?
Збройний конфлікт та Закон про боротьбу з тероризмом
Перспективы дела о сбитом Боинге в международном уголовном суде
Еще раз о юрисдикции МУС в отношении Украины
Ратификация Римского Устава и вооруженный конфликт в стране;
Почему некоторые страны не ратифицируют Устав МУС;
Признание юрисдикции МУС: что дальше?;
Возможность амнистии за военные преступления в Женевской Декларации по Украине?
Автор
Vladimir Tochilovsky (Владимир Точиловский)