К читателям блога:
Блог В. Точиловского
Блог для тех, кто интересуется вопросами международных уголовных судов и международных стандартов в уголовном процессе.
Блог для тех, кто интересуется вопросами международных уголовных судов и международных стандартов в уголовном процессе.
Translate
30.4.11
Отбирать ли следствие у Прокуратуры?
Print Friendly
Недавно вновь была озвучена одна из задач реформы органов Украинской прокуратуры: Прокуратура «не должна вести следствие, потому что следствие работает само на себя. Следователь прокуратуры подчинен прокурору, прокурор подает государственное обвинение в суде, здесь есть конфликт интересов» (см. линк).
Представляется однако, что вопрос о следственных функциях прокуратуры не так однозначен.
С одной стороны, международные стандарты, касающиеся прокуратуры, допускают возможности ее участия в расследовании.
Так, ст.11 руководящих принципoв ООН o роли обвинителей и ст. 4.2 стандартов профессиональных обязанностей и прав прокуроров Международной Ассоциации Прокуроров предусматривают, что прокуроры должны осуществлять активную роль в уголовном процессе, а именно: там где им предоставлено право, участвовать в расследовании преступлений или осуществлять надзор за тем, чтобы следственные органы проводили расследование объективно, беспристрастно и профессионально.
В Германии, например, прокуратура принимает самое активное участие в предварительном следствии и может проводить следственные действия.
В США Department of Justice включает в себя как следователей ФБР, так и федеральных прокуроров.
Наконец, во всех Международных Уголовных Трибуналах н Международном Уголовном Суде Оффис Прокурора (Прокуратура) включает себя как следственные подразделения так и подразделения обвинителей.
Во всех этих трибуналах Прокурор отвечает как за расследование дел так и обвинение.
С другой стороны, принимая во внимание историю советской прокуратуры как института, разделение функций обвинения и следствия может быть и необходимо (см. мою статью "О Концепции Прокурорской Власти (Проблемы и Перспективы").
Очевидно, что отделение следственных органов от прокуратуры, как показывает опыт Российскойй Федерации, имеет свои минусы и потенциал для конфликтов между двумя органами.
Представляется однако, что вопрос о следственных функциях прокуратуры не так однозначен.
С одной стороны, международные стандарты, касающиеся прокуратуры, допускают возможности ее участия в расследовании.
Так, ст.11 руководящих принципoв ООН o роли обвинителей и ст. 4.2 стандартов профессиональных обязанностей и прав прокуроров Международной Ассоциации Прокуроров предусматривают, что прокуроры должны осуществлять активную роль в уголовном процессе, а именно: там где им предоставлено право, участвовать в расследовании преступлений или осуществлять надзор за тем, чтобы следственные органы проводили расследование объективно, беспристрастно и профессионально.
В Германии, например, прокуратура принимает самое активное участие в предварительном следствии и может проводить следственные действия.
В США Department of Justice включает в себя как следователей ФБР, так и федеральных прокуроров.
Наконец, во всех Международных Уголовных Трибуналах н Международном Уголовном Суде Оффис Прокурора (Прокуратура) включает себя как следственные подразделения так и подразделения обвинителей.
Во всех этих трибуналах Прокурор отвечает как за расследование дел так и обвинение.
С другой стороны, принимая во внимание историю советской прокуратуры как института, разделение функций обвинения и следствия может быть и необходимо (см. мою статью "О Концепции Прокурорской Власти (Проблемы и Перспективы").
Очевидно, что отделение следственных органов от прокуратуры, как показывает опыт Российскойй Федерации, имеет свои минусы и потенциал для конфликтов между двумя органами.
См. также предыдущие сообщения на этом блоге: «Расследование дел прокуратурой "недемократично"?» и «Проект УПК Украины: роль Прокуратуры на предварительном следствии»
Автор
Vladimir Tochilovsky (Владимир Точиловский)