К читателям блога:
Блог В. Точиловского
Блог для тех, кто интересуется вопросами международных уголовных судов и международных стандартов в уголовном процессе.
Блог для тех, кто интересуется вопросами международных уголовных судов и международных стандартов в уголовном процессе.
Translate
9.7.15
Освобождение под залог по делам о коррупционных преступлениях
Print Friendly
В СМИ активно обсуждается вопрос о применении залога по делам о коррупции.
Я уже писал на этом блоге по поводу предложений о законодательном запрете освобождения под залог (см. ссылку).
Конвенция ООН против коррупции устанавливает, что «применительно к преступлениям, признанным таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией», каждое государство принимает надлежащие меры, с должным учетом прав защиты, в целях обеспечения того, чтобы условия, устанавливаемые в связи с решениями об освобождении под залог, учитывали необходимость обеспечения присутствия лица в ходе последующего уголовного производства (п. 4 ст. 30 Конвенции).
В этой связи, интерес могут представить два документа Управления ООН по наркотикам и преступности. Эти документы содержат, в частности, практические рекомендации по применению указанного положения Конвенции.
Согласно § 390 Руководства, незаконные операции некоторых коррупционеров могут приносить немалую наживу. Вследствие этого, эти лица могут располагать значительными ресурсами, что позволяет им внести залог и избежать содержания под стражей. Сдерживающее воздействие залога, таким образом, ослабевает.
Соответственно, при подготовке национального законодательства необходимо принимать во внимание вероятность того, что в таком случае применение закона может быть сведено на нет.
Параграф 4 статьи 30 подчеркивает риск опрометчивого освобождения из-под стражи и требует, чтобы государства принимали надлежащие меры, в соответствии со своим законодательством и с должным учетом прав обвиняемых, для того чтобы последние не могли скрыться.
Государства могут принимать во внимание, что лица, совершившие связанное с коррупцией преступление, могут иметь в своем распоряжении значительные финансовые ресурсы, которые могут позволить лицу бежать из страны, особенно в тех случаях, когда правоохранительным органам не удалось наложить арест или конфисковать доходы от коррупции или имущество, использованное для совершения преступления, или когда существует возможность запугивания свидетелей, вмешательства в процесс собирания доказательств и т. д., а также вероятность препятствования отправлению правосудия, когда правонарушитель освобождается из-под стражи (раздел II.4).
Суд может принимать во внимание возможность установления соответствующих условий, ограничивающих свободу передвижения лица. Меры, устанавливаемые в качестве условий освобождения под залог, могут включать, например, требование о регулярной явке в правоохранительные органы, сдачу всех соответствующих выездных документов, включая паспорт (хотя важно помнить, что у некоторых лиц могут иметься несколько паспортов, поэтому целесообразным условием будет требование о декларировании всех паспортов и выездных документов), и запрет на контакт с определенными свидетелями.
В случае расследования серьезных дел, государство сохраняет право, как и в случае других уголовных дел, содержать лиц под стражей до суда. (раздел II.4)
См. также «О законодательном запрете освобождения под залог» на этом блоге.
Я уже писал на этом блоге по поводу предложений о законодательном запрете освобождения под залог (см. ссылку).
Конвенция ООН против коррупции устанавливает, что «применительно к преступлениям, признанным таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией», каждое государство принимает надлежащие меры, с должным учетом прав защиты, в целях обеспечения того, чтобы условия, устанавливаемые в связи с решениями об освобождении под залог, учитывали необходимость обеспечения присутствия лица в ходе последующего уголовного производства (п. 4 ст. 30 Конвенции).
В этой связи, интерес могут представить два документа Управления ООН по наркотикам и преступности. Эти документы содержат, в частности, практические рекомендации по применению указанного положения Конвенции.
"Руководство для законодательных органов по имплементации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции".
Согласно § 390 Руководства, незаконные операции некоторых коррупционеров могут приносить немалую наживу. Вследствие этого, эти лица могут располагать значительными ресурсами, что позволяет им внести залог и избежать содержания под стражей. Сдерживающее воздействие залога, таким образом, ослабевает.
Соответственно, при подготовке национального законодательства необходимо принимать во внимание вероятность того, что в таком случае применение закона может быть сведено на нет.
Параграф 4 статьи 30 подчеркивает риск опрометчивого освобождения из-под стражи и требует, чтобы государства принимали надлежащие меры, в соответствии со своим законодательством и с должным учетом прав обвиняемых, для того чтобы последние не могли скрыться.
"Техническое руководство по осуществлению конвенции ООН против коррупции"
Государства могут принимать во внимание, что лица, совершившие связанное с коррупцией преступление, могут иметь в своем распоряжении значительные финансовые ресурсы, которые могут позволить лицу бежать из страны, особенно в тех случаях, когда правоохранительным органам не удалось наложить арест или конфисковать доходы от коррупции или имущество, использованное для совершения преступления, или когда существует возможность запугивания свидетелей, вмешательства в процесс собирания доказательств и т. д., а также вероятность препятствования отправлению правосудия, когда правонарушитель освобождается из-под стражи (раздел II.4).
Суд может принимать во внимание возможность установления соответствующих условий, ограничивающих свободу передвижения лица. Меры, устанавливаемые в качестве условий освобождения под залог, могут включать, например, требование о регулярной явке в правоохранительные органы, сдачу всех соответствующих выездных документов, включая паспорт (хотя важно помнить, что у некоторых лиц могут иметься несколько паспортов, поэтому целесообразным условием будет требование о декларировании всех паспортов и выездных документов), и запрет на контакт с определенными свидетелями.
В случае расследования серьезных дел, государство сохраняет право, как и в случае других уголовных дел, содержать лиц под стражей до суда. (раздел II.4)
См. также «О законодательном запрете освобождения под залог» на этом блоге.
Автор
Vladimir Tochilovsky (Владимир Точиловский)