К читателям блога:
Блог В. Точиловского
Блог для тех, кто интересуется вопросами международных уголовных судов и международных стандартов в уголовном процессе.
Блог для тех, кто интересуется вопросами международных уголовных судов и международных стандартов в уголовном процессе.
Translate
29.5.14
Командно-административная модель "использования" прокуратуры
Print Friendly
Почти четверть века назад я писал о корнях "уникальных" функций прокуратуры, не связанных с поддержанием обвинения (в т.ч. функции общего надзора). В публикации отмечалось, что с переходом к командно-административным методам управления экономикой в конце 20-30х на эту сферу была обрушена вся обвинительная, а по существу репрессивная мощь прокуратуры.
Независимая Украина унаследовала эту командно-административную модель прокуратуры, которая используется исполнительной властью независимо от того, какая политическая сила возглавляет эту власть.
Похоже, что «использование» старой модели прокуратуры выгодно и привычно как исполнительной власти, включая местную, так и самой прокуратуре.
Не так давно один из бывших руководителей Генпрокуратуры откровенно заявил:
См. также "Еще раз о функциях прокуратуры"
Достаточно привести названия приказов по прокуратуре того времени: «О nривлечении к ответственности за кастрацию племенных баранов», «О nривлечении к ответственности за хищническую эксплуатацию верблюдов», «Об ответственности за подачу под налив неочищенных вагонов», и т.п.Наступили времена перестройки и снова, как упоминалось в публикации, прокуратура получает директиву: «перестройка требует оценивать работу прокуроров по качеству продукции предприятий» (1987).
Независимая Украина унаследовала эту командно-административную модель прокуратуры, которая используется исполнительной властью независимо от того, какая политическая сила возглавляет эту власть.
К примеру, Генпрокуратуре поручается провести проверку «ОАО "Укрнафта» из-за «убыточной работы акционерного общества» (2000); «проверить состояние горы» т.к. «много грязи на Говерле остается после массовых акций (2004); «разобраться с состоянием дел» на спиртзаводах, которые ухудшили показатели работы. (2005); проверить «закупку Государственным управлением делами дорогой ягнятины». (2014).
Похоже, что «использование» старой модели прокуратуры выгодно и привычно как исполнительной власти, включая местную, так и самой прокуратуре.
Не так давно один из бывших руководителей Генпрокуратуры откровенно заявил:
Прокуратура сегодня – это единственный орган в стране, который может повлиять на любые правоотношения. Прокурор надзирает за соблюдением законов всеми – Кабмином, СБУ, милицией, налоговой. Прокуратура возбуждает дела, поддерживает обвинение в суде, вносит протесты. Функций достаточно. Поэтому тот, кто реально контролирует работу Генпрокуратуры, тот имеет козырную карту в политической борьбе."На предположение о том, что «политик, который контролирует генерального прокурора и главу Верховного суда, может делать в стране что хочет», ответ бывшего прокурора был лаконичен: «Совершенно верно».
См. также "Еще раз о функциях прокуратуры"
Автор
Vladimir Tochilovsky (Владимир Точиловский)