К читателям блога:

Блог В. Точиловского

Блог для тех, кто интересуется вопросами международных уголовных судов и международных стандартов в уголовном процессе.

Translate

29.5.14

Командно-административная модель "использования" прокуратуры

Print Friendly and PDFPrint Friendly
Почти четверть века назад я писал о корнях "уникальных" функций прокуратуры, не связанных с поддержанием обвинения (в т.ч. функции общего надзора). В публикации отмечалось, что с переходом к командно-административным методам управления экономикой в конце 20-30х на эту сферу была обрушена вся обвинительная, а по существу репрессивная мощь прокуратуры.
Достаточно привести названия приказов по прокуратуре того времени:  «О nривлечении к ответственности за кастрацию племенных баранов», «О nривлечении к ответственности за хищническую эксплуатацию верблюдов», «Об ответственности за подачу под налив неочищенных вагонов», и т.п.
Наступили времена перестройки и снова, как упоминалось в публикации, прокуратура получает директиву:  «перестройка требует оценивать работу прокуроров по качеству продукции предприятий» (1987).

Независимая Украина унаследовала эту командно-административную модель прокуратуры, которая используется исполнительной властью независимо от того, какая политическая сила возглавляет эту власть.
К примеру, Генпрокуратуре поручается провести проверку «ОАО "Укрнафта» из-за «убыточной работы акционерного общества» (2000);  «проверить состояние горы» т.к. «много грязи на Говерле остается после массовых акций (2004); «разобраться с состоянием дел» на спиртзаводах, которые ухудшили показатели работы. (2005); проверить «закупку Государственным управлением делами дорогой ягнятины». (2014).

Похоже, что «использование» старой модели прокуратуры выгодно и привычно как исполнительной власти, включая местную, так и самой прокуратуре.
Не так давно один из бывших руководителей Генпрокуратуры откровенно заявил:
Прокуратура сегодня – это единственный орган в стране, который может повлиять на любые правоотношения. Прокурор надзирает за соблюдением законов всеми – Кабмином, СБУ, милицией, налоговой. Прокуратура возбуждает дела, поддерживает обвинение в суде, вносит протесты. Функций достаточно. Поэтому тот, кто реально контролирует работу Генпрокуратуры, тот имеет козырную карту в политической борьбе."
На предположение о том, что  «политик, который контролирует генерального прокурора и главу Верховного суда, может делать в стране что хочет», ответ бывшего прокурора был лаконичен: «Совершенно верно».

См. также "Еще раз о функциях прокуратуры"
Real Time Web Analytics