К читателям блога:
Блог В. Точиловского
Блог для тех, кто интересуется вопросами международных уголовных судов и международных стандартов в уголовном процессе.
Блог для тех, кто интересуется вопросами международных уголовных судов и международных стандартов в уголовном процессе.
Translate
8.10.12
ПАСЕ определила термин политический заключенный
Print Friendly
Как известно 3 октября ПАСЕ приняла Резолюцию «Определение термина политический заключенный».
В резолюции напоминается, что определение термина было выработано в Совете Европы в 2001 г. независимыми экспертами для оценки дел о предполагаемых политических заключенных в Армении и Азербайджане.
ПАСЕ подтвердила разработанные экспертами критерии определения термина политзаключенный.
Согласно параграфу 3 Резолюции, лицо, лишенное свободы, должно рассматриваться политическим заключенным:
При рассмотрении проекта Резолюции были проголосованы две поправки к проекту.
Была принята первая поправка, согласно которой, в частности, принятые критерии, вопреки утверждению авторов проекта резолюции, ранее не были предметом обсуждения или одобрения ПАСЕ.
Наиболее спорной оказалась вторая поправка. Этой поправкой предлагалось заменить параграф 3 Резолюции, в котором перечисляются критерии, параграфом, согласно которому, интерпретация и применение критериев, определяющих понятие политического заключенного, являются исключительной компетенцией ЕСПЧ.
Эта поправка была отклонена Ассамблеей (голоса разделились поровну: 89 за, 89 против, 5 воздержавшихся).
Перед этим, в Комитете по юридическим вопросам и правам человека, поправка была поддержана 30 голосами против 28.
Не умаляя политической важности возможного признания ПАСЕ того или иного лица политическим заключенным на основании принятых критериев, можно предположить, что такое признание не будет обязательным для ЕСПЧ.
Так, в деле Ходорковского ЕСПЧ обратил внимание на то, что заявитель, в поддержку своей позиции, ссылался, в частности, на «резолюции политических организаций, неправительственных организаций, заявления различных общественных деятелей, и т.д.»
В этой связи, суд подчеркнул, что «политический процесс коренным образом отличается от судебного. Часто, политику намного легче занять определенную позицию, чем судье, поскольку судья должен основывать свое решение только на доказательствах в правовом смысле» (§259)
Кстати, что касается стандарта доказывания, докладчик по Резолюции ПАСЕ в своей пояснительной записке высказал мнение, что заявление о том, что конкретное лицо является политическим заключенным, должно быть основано на «prima facie case», т.е., на материалах, которые, при отсутствии опровержения, достаточны для признания лица политзаключенным.
Что касается позиции ЕСПЧ, то Суд предъявляет довольно высокие требования к доказыванию нарушения государством ст. 18 Европейской Конвенции о правах человека, включая факты уголовного преследования лица по политическим мотивам.
Так, в деле Ходорковского ЕСПЧ указал, что структура Конвенции исходит из презумпции добросовестности должностных лиц. Эта презумпция является опровержимой, однако, заявитель, утверждающий о нарушении ст. 18, «должен убедительно продемонстрировать», что действительной целью властей была не та, которая объявлена или может подразумеваться из контекста. Одного лишь подозрения о том, что должностные лица использовали свою власть в нарушение ст. 18 недостаточно для доказательства нарушения этой статьи (§255).
Суд также подчеркнул, что по заявлениям о нарушении ст. 18, «суд применяет очень жесткие требования к доказыванию нарушения (§256). В частности, для того, чтобы сделать вывод о том, что «вся правовая система государства с самого начала была использована неправомерно, и, что власти с самого начала и до конца намеренно нарушали и явно игнорировали Конвенцию», необходимы «неопровержимые и прямые доказательства» (§260).
См. также:
- Доказывание факта уголовного преследования по политическим мотивам – позиция ЕСПЧ;
- Еще одно решение ЕСПЧ о нарушении ст. 18 Конвенции о Правах Человека.
В резолюции напоминается, что определение термина было выработано в Совете Европы в 2001 г. независимыми экспертами для оценки дел о предполагаемых политических заключенных в Армении и Азербайджане.
ПАСЕ подтвердила разработанные экспертами критерии определения термина политзаключенный.
Согласно параграфу 3 Резолюции, лицо, лишенное свободы, должно рассматриваться политическим заключенным:
- если лишение свободы было применено в нарушение одной из основных гарантий, в частности, свободы мысли, совести и религии, свободы выражения мнения и информации, а также свободы собраний и объединений;
- если лишение свободы было применено по явно политическим причинам без связи с каким-либо преступлением;
- если, по политическим мотивам, срок лишения свободы и условия заключения являются явно несоразмерными преступлению, в совершении которого лицо было признано виновным или подозревается;
- если лишение свободы было применено дискриминационно (избирательно) по сравнению с другими лицами;
- если лишение свободы является результатом процесса, который был явно несправедливым, что, по всей вероятности, было связано с политическими мотивами властей.
При рассмотрении проекта Резолюции были проголосованы две поправки к проекту.
Была принята первая поправка, согласно которой, в частности, принятые критерии, вопреки утверждению авторов проекта резолюции, ранее не были предметом обсуждения или одобрения ПАСЕ.
Наиболее спорной оказалась вторая поправка. Этой поправкой предлагалось заменить параграф 3 Резолюции, в котором перечисляются критерии, параграфом, согласно которому, интерпретация и применение критериев, определяющих понятие политического заключенного, являются исключительной компетенцией ЕСПЧ.
Эта поправка была отклонена Ассамблеей (голоса разделились поровну: 89 за, 89 против, 5 воздержавшихся).
Перед этим, в Комитете по юридическим вопросам и правам человека, поправка была поддержана 30 голосами против 28.
Не умаляя политической важности возможного признания ПАСЕ того или иного лица политическим заключенным на основании принятых критериев, можно предположить, что такое признание не будет обязательным для ЕСПЧ.
Так, в деле Ходорковского ЕСПЧ обратил внимание на то, что заявитель, в поддержку своей позиции, ссылался, в частности, на «резолюции политических организаций, неправительственных организаций, заявления различных общественных деятелей, и т.д.»
В этой связи, суд подчеркнул, что «политический процесс коренным образом отличается от судебного. Часто, политику намного легче занять определенную позицию, чем судье, поскольку судья должен основывать свое решение только на доказательствах в правовом смысле» (§259)
Кстати, что касается стандарта доказывания, докладчик по Резолюции ПАСЕ в своей пояснительной записке высказал мнение, что заявление о том, что конкретное лицо является политическим заключенным, должно быть основано на «prima facie case», т.е., на материалах, которые, при отсутствии опровержения, достаточны для признания лица политзаключенным.
Что касается позиции ЕСПЧ, то Суд предъявляет довольно высокие требования к доказыванию нарушения государством ст. 18 Европейской Конвенции о правах человека, включая факты уголовного преследования лица по политическим мотивам.
Так, в деле Ходорковского ЕСПЧ указал, что структура Конвенции исходит из презумпции добросовестности должностных лиц. Эта презумпция является опровержимой, однако, заявитель, утверждающий о нарушении ст. 18, «должен убедительно продемонстрировать», что действительной целью властей была не та, которая объявлена или может подразумеваться из контекста. Одного лишь подозрения о том, что должностные лица использовали свою власть в нарушение ст. 18 недостаточно для доказательства нарушения этой статьи (§255).
Суд также подчеркнул, что по заявлениям о нарушении ст. 18, «суд применяет очень жесткие требования к доказыванию нарушения (§256). В частности, для того, чтобы сделать вывод о том, что «вся правовая система государства с самого начала была использована неправомерно, и, что власти с самого начала и до конца намеренно нарушали и явно игнорировали Конвенцию», необходимы «неопровержимые и прямые доказательства» (§260).
См. также:
- Доказывание факта уголовного преследования по политическим мотивам – позиция ЕСПЧ;
- Еще одно решение ЕСПЧ о нарушении ст. 18 Конвенции о Правах Человека.
Автор
Vladimir Tochilovsky (Владимир Точиловский)